Энциклопедия женского здоровья ч.2
Найдите время для себя. Запланируйте приятные вам виды занятий два
раза в неделю - например, принимайте пенную ванну или отправляйтесь ку-
да-нибудь пообедать с подругой. Не забудьте оставить в своем распорядке
дня свободное время, когда вы ничем не будете заняты.
"Вы сможете уменьшить свою нагрузку, если несколько снизите свои зап-
росы. Не старайтесь все делать на "отлично", - советует д-р Лоубел.
Стремление к совершенству - обратная сторона неудачи".
"У женщин, наученных "замечать нужды других и удовлетворять их", мо-
жет появиться чувство, что они заслужат одобрение, которого они жаждут,
если будут все делать безупречно, - говорит Шаевич. - Но на самом деле
не следует искать одобрения. Если вы не удовлетворяете собственные пот-
ребности, - считает она, - вы попадаете в зависимость от других, вам не-
обходима положительная обратная связь. Вы должны нести ответственность
за свою собственную жизнь".
РАБОТА: ДВОЙНАЯ БОРЬБА
"На работе, - отмечает д-р Лоубел, - женщины узнают, что они должны
делать все на 150 процентов, чтобы считаться средними работниками. Исс-
ледования показали, что женщины медленнее продвигаются по служебной
лестнице и получают меньшую зарплату при одинаково высоком уровне квали-
фикации; хорошая работа дает им меньше, чем мужчинам".
Сравнительное исследование работающих мужчин и женщин показало, что
женщины склонны устанавливать для себя более высокие стандарты, чем муж-
чины. Они испытывают такие стрессы, пытаясь соответствовать этим стан-
дартам, что часто у них развиваются физические признаки перенапряжения и
им приходится обращаться за помощью к врачам.
Появились некоторые признаки улучшения атмосферы на рабочих местах,
изменения происходят, но медленно. Однако существуют способы, позволяю-
щие ускорить этот процесс.
ПРОСВЕЩАЙТЕ СВОЕГО РАБОТОДАТЕЛЯ
Один из самых больших стрессов, испытываемых женщинами, у которых
много ролей, связан с диссонансом между ролью работающей женщины и ролью
матери. Женщина в качестве мамы совсем не похожа на женщину в качестве
управляющего. Но и здесь, кажется, происходят изменения.
"Можно прочитать и услышать о том, как люди используют опыт, приобре-
тенный в качестве родителей, для улучшения обстановки на рабочем месте,
- сообщает д-р Лоубел. - Я с удовольствием наблюдаю, что это случается
все чаще. Общение с 2- или 3летними детьми многое дает, оно учит терпе-
нию, умению слушать, развивает всевозможные умения и навыки. Один из ру-
ководителей в ходе интервью сказал, что, воспитывая своих пятерых детей,
он понял, что добьется большего от своих работников, если будет общаться
с ними на основе взаимного уважения, а не посредством приказов. Другой
руководитель выразил свое отношение к этому таким образом: "Во всех слу-
чаях безотказно помогает сосчитать до десяти".
Если вашему начальству следовало бы внимательнее относиться к нуждам
работников, проистекающим из родительских обязанностей, попробуйте пре-
доставить дирекции доказательства того, что специальные программы, нап-
ример создание учреждений по дневному уходу за детьми, гибкий график ра-
боты, предоставление отпусков по беременности и родам, отвечают интере-
сам и фирмы, и работников. Есть данные о том, что фирмы, предлагающие
хорошую работу и внедрившие программы содействия семьям работающих,
привлекают на работу и сохраняют в качестве рабочей силы больше женщин,
имеющих детей.
ДАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕДЫШКУ
Если вы уже добились некоторых поставленных целей в профессиональной
деятельности и ваше финансовое положение позволяет, подумайте о перерыве
в работе.
Арлин Россен Кардозо называет это программой последовательных
действий, способом добиться всего задуманного, но не всего сразу. Если
говорить проще, вы берете короткий отпуск - на год, два, даже пять лет,
чтобы быть с вашими детьми, пока они маленькие, а потом возвращаетесь на
рынок рабочей силы.